Дисморфофобия или BDD (Body dysmorphic disorder). Это стремление к поддержанию идеальной внешности и страх утраты привлекательности.
Распространенность дисморфофобии по данным различных авторов составляет от 4.1 до 11.9%
Диагностическими критериями появляется ряд признаков:
— Озабоченность воображаемым дефектом внешности.
— Озабоченность вызывает выраженное страдание или ухудшение в социальной, профессиональной области функционирования
— Озабоченность не может быть объяснена другим расстройством психики (например, неудовлетворённость формой и массой тела при анорексии).
При дисморфофобии встречается ряд психосоматических расстройств: депрессивные расстройства и тревожные расстройства. Суицидальные мысли и попытки в течение жизни у пациентов с дисморфофобией составляют более 25%.
Большинство пациентов получало непсихиатрическое лечение по поводу воспринимаемых дефектов внешности. Чаще пациенты обращаются к косметологам.
Клиническая картина дисморфофобии проявляется чрезмерной озабоченностью малозначимыми кожными аномалиями: акне, рубцы, шрамы, морщины, избыточное оволосение лица, выпадение волос, следы сосудов, бледность или краснота лица.
Клиническая симптоматика дисморфофобии включает ипохондрические идеи (навязчивости, сверхценные, бредовые) неприятного для окружающих физического недостатка с фиксацией на малозначимых дерматологических аномалиях (морщины, повышенная сальность, истонченность кожи, гиперемия, шелушение, подчеркнутый сосудистый рисунок, излишнее оволосение/облысение).
Выделяется аутодеструктивное поведение (сбривание и выдергивание волос, выжигание пигментных пятен).
Симптомы дисморфофобии включают избегающее поведение, маскировку «дефектов» внешности, смещение акцентов во внешности с целью отвлечения внимания от «дефекта», повторный контроль перед зеркалом, прикосновение к коже, выдавливание угрей, избыточный уход за своим внешним видом, сравнивание своей внешности с внешностью других людей, обращение за уверением в том, как они выглядят, навязчивое и повторное требование проведения дерматологического или хирургического лечения, многократное причесывание, удаление и выдергивание волос, ритуализованное наложение макияжа.
Большинство пациентов маскируют воспринимаемый дефект волосами, макияжем, положением тела или одеждой (например, ношение головного убора с целью спрятать «облысение»). Чтобы не выглядеть «бледными», некоторые избыточно загорают, вплоть до получения тяжелых ожогов и повреждений кожи.
Пациенты проверяют воспринимаемый дефект внешности в зеркалах и других отражающих поверхностях, таких как бамперы машин и задние поверхности ложек.
Прикосновение к коже является симптомом дисморфофобии, имеющим специфичное значение для дерматологов.
В избыточном количестве ухаживают за своим внешним видом, например, часами накладывают косметику, причесывают, укладывают, моют или подстригают волосы.
Обращаясь за помощью в косметологические клиники, вопреки отсутствию показаний пациенты упорно настаивают на частом проведении многократных эстетических процедур (инъекции ботокса, филлеров, мезотерапии, дермобразии), несмотря на возможность развития серьезных дерматологических и неврологических осложнений.
На публике поведение может неизменно сопровождается подозрительностью.
Больные ловят «брезгливые» взгляды, замечают «ухмылки» окружающих, намёки на «уродство», демонстративные жесты сослуживцев и прохожих, шушуканье за спиной. Пациенты с дисморфофическим расстройством нуждаются в длительной терапии психотропными средствами.